Инканьямба — огромная змея из водопада

Расположенный в южноафриканском городке Хоуик водопад считается одной из главных местных достопримечательностей. Туристы валом валят сюда, чтобы взглянуть на величественное зрелище. Впрочем, с некоторых пор Хоуик-Фоллз привлекает их не только своей красотой.

Что до местных жителей, то у них водопад давно уже слывет местом загадочным и странным. А проживающие поблизости зулусы и вовсе стараются без особой нужды лишний раз к водопаду не подходить. По поверьям, в огромном водоеме у его подножия обитают духи и гигантское змееподобное существо, называемое инканьямба. Встреча с ним не сулит ничего хорошего.

Место это, и вправду, спокойным не назовешь. Потоки воды, низвергающиеся с 30-метровой высоты, постоянно бурлят и пенятся. По убеждению зулусов, Хоуик-Фоллз издревле был наделен особой мистической силой.

Местные жители, как и их далекие предки, время от времени приходят сюда, чтобы принести цыплят и козлят в жертву инкулункулу (Большому богу), амат-хонго (духам предков) и инканьямбе. 

Считается, что только колдуны имеют право приблизиться к самой кромке воды. Все остальные держатся на почтительном расстоянии от бушующей стихии — из страха оказаться жертвой скорого на расправу змея, свирепый нрав которого известен всем.

Потомки белых переселенцев, некогда обосновавшихся в этих местах, хоть и не приносят никаких жертв таинственному обитателю здешних вод, тоже опасаются выходить на берег водоема, пользующегося недоброй славой.

Почти сорок человек погибли в беспокойных водах. Большей частью это были самоубийцы. Еще несколько происшествий полиция квалифицировала как убийство или несчастный случай. 

Лишь немногие из тех, кто угодил в Хоуик-Фоллз, выбрались живыми. Из-за сильных подводных течений тела погибших иногда не всплывают очень долго. Когда же, наконец, они показываются на поверхности, то при осмотре нередко выясняется, что у очередного пленника Хоуик-Фоллза отсутствуют мягкие ткани тела.

Часть населения твердо убеждена, что это проделки инканьямбы. Другая считает, что змей здесь ни при чем (поскольку само его существование под большим вопросом) и «списывают» все на угрей да крабов, не побрезговавших добычей.

Вообще, белые граждане к преданиям об инканьямбе большей частью относятся скептически. Тем не менее славу таинственному змею принесли именно они. А точнее, ирландец Боб Тини, владелец ресторана «Бизон». Как-то раз туманным сентябрьским утром он отправился на смотровую площадку у водопада, чтобы установить там щиты с рекламой своего заведения. 

Случайно глянув вниз, Тини, по его словам, заметил промелькнувшее там гигантское пресмыкающееся — из воды торчала длинная шея со змееподобной головой. Мгновение — и загадочное существо погрузилось в пучину. Вообще-то в здешних водах не редкость огромные угри, но Тини уверяет, что увиденное им животное по своим размерам было куда больше их.

После памятной встречи Боб потерял покой. Через местную газету он посулил вознаграждение в тысячу рэндов всякому, кто сумеет сфотографировать загадочного монстра. Вскоре Тини получил пару снимков. Ни один, ни другой, по мнению экспертов, не могут считаться убедительным «фото-фактом». Тем не менее рассказ Тини и поднявшаяся вслед за этим шумиха вызвали невероятный интерес к загадочному обитателю Хоуик-Фоллза.

Проделки «духа»

Сенсационное сообщение обошло газеты и журналы всего мира. Правда, многие до сих пор теряются в догадках — Тини действительно разглядел в воде «что-то такое» и умело подал всю эту историю в прессе или все его свидетельства высосаны из пальца, чтобы привлечь в Хоуик туристов? 

По мнению скептиков, скорее всего последнее, тем более что чудище явилось Тини как раз тогда, когда он состоял в местной рекламной ассоциации.

Между тем пруд у Хоуик-Фоллза не единственное место, где, как утверждает молва, можно увидеть инканьямбу. Неподалеку есть еще несколько вполне подходящих для него вместительных водоемов. 

Чаще других в этой связи упоминаются Мидмарская дамба, расположенная прямо возле Хоуика, и река Мкомази, соединяющая Хоуик с Драконовыми горами, которые тянутся на 70 километров южнее. Так что инканьям-ба в любой момент может перебраться из хоуикского пруда в какой-нибудь водоем по соседству. Судя по описаниям, он довольно непоседлив. Правда, «охота к перемене мест» обычно одолевает его летом — зимой змей ведет менее подвижный образ жизни.

Поводом для переселения могут оказаться борьба за передел территорий с другим инканьямбой, катастрофическое обмеление облюбованного водоема вследствие засухи и «движенье чувств». В такие моменты, уверяют туземцы, змей взмывает в небо, что чревато для местных жителей весьма печальными последствиями. 

Глядя вниз с небесной выси, змей иногда по ошибке принимает за водную гладь сияющие на солнце рифленые крыши легких жилищ. Он пикирует вниз и лишь в самый последний момент понимает, какую оплошность допустил. Тогда инканьямба приходит в страшный гнев и начинает крушить все подряд.

Подобные предания «подпитываются» разрушительными ураганами и торнадо, которые довольно часто случаются в этих местах. Например, в марте 2004 года окрестности Хоуика несколько раз оказывались во власти стихии. 

Ветер, временами достигавший скорости 100 километров в час, играючи срывал крыши домов и с корнем выворачивал вековые деревья, а градины размером с теннисный мяч здорово побили тогда урожай и жилища. В общей сложности пострадало 4000 человек, половина из них остались без крова.

Не удивительно, что после этих испытаний многие жители, верившие в существование инканьямбы, срочно перекрасили крыши своих домов в темные цвета, чтобы не привлекать внимания могучего и опасного змея.

Йоханнес Хлонгване с 1969 по 1985 год работал в кемпинге неподалеку от Хоуик-Фоллза. Когда кемпинг пустовал, он нередко отправлялся к водопаду, усаживался на скале и наигрывал на гитаре, глядя на пруд внизу.

Именно с этого места он и увидел в первый раз загадочного змея. Было это в 1974 году. В 1981 году состоялась еще одна встреча. 

Оба раза было довольно туманно, но, как утверждает Хлонгване, и в том, и в другом случаях он вполне отчетливо видел темное змееподобное тело внушительных размеров. Голова и шея, снабженные сзади неким подобием гривы из кожи или какого-то другого материала, возвышались над водой примерно на 10 метров. Голова, по описанию Йоханнеса, представляла собой нечто среднее между головами змеи и лошади.

Специалистам, бывавшим в этом районе, не раз доводилось слышать от местных жителей сообщения о повстречавшемся им пресмыкающемся с лошадиной головой. Например, лесник, охраняющий дичь, мистер Бутелези вспоминает, как в 1960-е годы ему довелось увидеть такого монстра во время очередного обхода вверенных ему лесных угодий. 

Вместе с напарником он шел вдоль реки Умгени — и вдруг на том самом месте, где сейчас высится стена Мид-марской дамбы (тогда дамбы еще не было), они увидели расположившееся на песчаном берегу существо с головой, напоминающей лошадиную. Заметив приближающихся людей, оно скользнуло в воду и скрылось.

Самое удивительное, что словесные описания инканьямбы, сделанные нашими современниками, заставляют вспомнить загадочное существо, запечатленное в произведениях наскальной живописи каменного века.

В горных районах на юге Африки обнаружено немало древних рисунков.  Археологи обычно обозначают это существо как «животное дождя» — в большинстве случаев оно действительно изображено среди дождевых струй. На некоторых картинах изо рта или из носа чудища извергаются потоки воды.

 Встречаются и другие «вариации на тему», но везде это загадочное создание так или иначе ассоциируется с водной стихией. Это животное с его змееподобным туловищем и лошадиной (реже антилопьей) головой вполне сошло бы за иллюстрацию к рассказу об инканьямбе. Очевидно, что нынешнее представление о гигантской рептилии восходит к древнейшим верованиям бушменов, или по крайней мере было в свое время позаимствовано у них.

В легендах об инканьямбе все переплелось настолько тесно и замысловато, что практически невозможно отделить правду от вымысла и сказать, имеют ли подобные рассказы хоть какую-то реальную основу. 

Не исключено, что инканьямба — это хорошо знакомый ученым представитель царства животных (вроде угря), претерпевший значительную трансформацию в фантазии аборигенов. А возможно, это и некий неизвестный науке вид.

Источник