Призраки животных

Споры о том, есть ли бессмертная душа (не просто психическая деятельность) у животных, идут уже не одну сотню лет. Точнее, многие на эту тему даже и не спорят, будучи уверенными, что душа есть только у человека. Остальная живность — это твари неразумные, а значит, и бездушные. Но так ли это?

Первое, что заставляет задуматься, — телепатические способности животных. Они каким-то таинственным образом воспринимают мысли человека и предугадывают его намерения. Второе — это появление призраков животных уже после их смерти. Чаще всего, правда, люди не видят, а лишь чувствуют их. Иногда человек ощущает, как кошка трется о ноги, хотя ее давно уже нет. 

Довольно часто хозяевам слышится по ночам знакомый лай или мяуканье, хотя человек и понимает, что такого быть не может. Психологи утверждают, что все подобные феномены объясняются очень просто: боль потери провоцирует галлюцинации. Доказательством служит то, что со временем все эти явления прекращаются. Значит, хозяева уже успокоились, смирились с потерей…

Но может быть, дело тут совсем в другом?

В Шотландии, в особняке под названием Боллечин-Хаус, случилась довольно странная история. Армейский майор, владелец усадьбы, в своем завещании высказал пожелание вернуться с того света в теле одной из своих собак. После смерти майора, прочитав это завещание, семья пришла в ужас, и его собак просто-напросто пристрелили. Майора же похоронили рядом с его покойной женой. Тут-то все и началось. Люди, приходящие к могилкам, стали слышать глухие удары, идущие из-под земли, какие-то странные звуки и даже шум ссоры.

У майора был племянник, жена которого, зайдя однажды в кабинет покойного, ощутила резкий собачий запах. Более того, она даже почувствовала, что ей в ноги тычется невидимая собака. Подобные ощущения испытывали и другие люди, находящиеся в доме. Напуганные происходящим слуги категорически отказались оставаться в здании и все до одного уволились. Загадочные события продолжались более двух десятилетий.

На так называемом Голливудском кладбище в городе Ричмонд (штат Виргиния, США) на могиле писательницы Эллен Глазго и в наши дни происходят странные вещи. Народ не сомневается, что здесь появляются призраки ее собак. Когда Эллен умерла, то оказалось, что в своем завещании она выразила довольно необычное пожелание — чтобы трупы двух ее собак, ушедших из жизни раньше хозяйки и похороненных на заднем дворе дома, были эксгумированы и захоронены рядом с нею на кладбище. Воля покойной была исполнена. И множество людей слышали после этого лай собак вокруг могилы, а некоторые даже видели призрачные силуэты животных.

Дэйл Кажмарек из Общества по исследованию феномена привидений утверждает, что чаще всего подобные сообщения касаются собак, кошек и лошадей. Именно в такой последовательности. Из этого он делает вывод, что «визиты» с того света могут наносить лишь разумные животные. «Насколько мне известно, нет сообщений о фантомах комаров, мух и тому подобных», — пишет он.

Может быть, душа имеется только у мыслящих видов? Эти и другие подобные вопросы остаются без ответа. Ведь человек является, возможно, единственным биологическим видом, который сознает, что рано или поздно он умрет и покинет этот мир. Все прочие виды живут сегодняшним днем и умирают, будучи не в состоянии известить нас о факте своей приближающейся смерти.

Более того, даже среди людей сценарий появления привидений связан обычно с преждевременной кончиной, нередко трагической, когда человек не имеет понятия, что его жизнь сейчас оборвется. Может быть, то же самое характерно и для животных?

Нас с животными связывает многое, и они, бывает, даже чем-то на нас похожи.

Недавно Орегонский университет провел исследования — что можно сказать о человеке по его домашнему животному. И обнаружилась интересная взаимосвязь. Владелец собаки обычно человек ответственный, обязательный, он верит в справедливость и высший порядок вещей. Любитель кошек нередко такой же одиночка в душе и «гуляет сам по себе», как и его мурлыка. А те, кто заводит аквариум, менее пессимистичны и циничны, нежели многие другие. Но в большинстве случаев домашние животные отличаются преданностью и верностью, на какую мало кто из нас способен.

Есть немало историй о том, как призрак животного спасает своих хозяев, подавая им «сигнал тревоги» с того света. Так, в Уичите (штат Канзас), миссис Лованда Кэйди однажды проснулась от лая своей уже похороненной к тому времени собаки. И это спасло ее от вора, орудовавшего в тот момент в квартире.

В Нью-Йорке Норму Кресгал подобным же образом разбудил колли по кличке Корки, которого она давно уже оплакивала. Миссис Кресгал встала, чтобы посмотреть, что случилось, и обнаружила в доме пожар.

Уолтер Мануэль из Лос-Анджелеса однажды вскочил среди ночи в ужасе — его собака, терьер по кличке Леди, просто надрывалась от лая. Этот лай Уолтер и услышал во сне. Встревоженный, он кинулся к окну спальни и увидел, что его двухлетний сынишка каким-то образом выбрался из дома и упал в садовый бассейн. Уолтер кинулся к бассейну и успел спасти малыша. Самое невероятное здесь то, что Леди была похоронена три недели назад.

Случается, что призраки животных постоянно появляются в одном и том же месте. В лесистом южном пригороде Чикаго есть один опасный перекресток дорог, где случилось немало трагедий. Водители преодолевают подъем, но на самом верху перед ними вдруг вырастает конь или даже всадник на коне.

Водитель резко тормозит, но… на дороге никого уже нет. Бытует поверье, будто призраки оберегают этот участок трассы, охраняя водителей от новых ДТП. Дело в том, что здесь погибло немало лошадей из близлежащих конюшен.

Но есть ли какие-нибудь документальные свидетельства того, что животные могут являться в виде призраков?

Оказывается, есть. И не только современные.

Еще в 1916 году в Букингемшире пенсионер Артур Спрингер сделал фотографию, на которой после проявки оказалась обезглавленная собака. Когда мистер Спрингер снимал идиллическую домашнюю сценку, никаких собак, тем более обезглавленных, он не видел.

В Швейцарии в 1925 году фотографировалось одно семейство. На передний план поставили мальчика, который держал в руках кролика.

Когда пленку проявили, то оказалось, что на руках у мальчика сидит не только кролик, но и котенок, точнее его голова. Члены семьи опознали в нем того самого котенка, что жил у них в доме, однако за несколько недель до того, как семья решила сфотографироваться, он сдох.

Леди Эхир и ее ирландский волкодав Тара были сфотографированы в 1926 году. Из-за спины волкодава виднеется голова щенка.

Выяснилось, что он принадлежал леди Эхир, но неосторожно выскочил на дорогу и попал под машину. При жизни он был неразлучен с волкодавом.

В наши дни, особенно с развитием цифровых технологий обработки снимков, возможности фабрикации фотографий фантомов чрезвычайно возросли.

Появилась масса таких снимков. Как бы то ни было, сегодня мало кто верит, что жизнь животных может продолжаться и после физической смерти. А между тем в этом не сомневались многие просветители прошлого, в том числе и христиане.

Нынешние же скептики из числа верующих нередко ссылаются на Библию: там, мол, нет никакого упоминания о бессмертной душе животных или их посмертной жизни, значит, это прерогатива лишь одного существа на планете — человека. А коли так, то животные — это твари низшего порядка, с которыми можно обращаться как угодно, не боясь отяготить свою душу грехами. Ведь именно поэтому идут сегодня споры о том, грешно или нет отстреливать бездомных собак, топить «лишних» котят.

Однако давайте попробуем мыслить шире: разве логично признавать право на существование бессмертной души только за одним видом биологической жизни?

Мы с вами — лишь один из примерно 200 видов приматов, но при этом всегда стараемся подчеркнуть (лишь бы не говорить о биологическом сходстве!), что человек — «общественное существо, обладающее сознанием, разумом».

Очень уж мы гордимся своим разумом! Если же разум обнаруживают другие животные, то мы удивляемся и умиляемся. А зря. Есть немало примеров, доказывающих, что голова отлично работает и у животных.

Вдекабре 1991 годаДжек Файф, 75-летний житель Сиднея (Австралия), пережил инсульт, и его парализовало. Кроме него, людей в доме не было, и в течение девяти дней жизнь мистера Файфа спасала колли Тикси, которая смачивала полотенце и клала его на лицо хозяина, чтобы тот мог всосать влагу и не умер от жажды.

Сначала Тикси смочила полотенце в своей миске, но вся вода сразу же впиталась в ткань, миска опустела, и собака стала смачивать его в унитазе. 

Все девять дней Тикси никуда от хозяина не отлучалась, только отбегала, чтобы в очередной раз намочить полотенце, стоило больному прошептать: «Воды». Так продолжалось до тех пор, пока в доме не появилась дочь мистера Файфа: она встревожилась, почему отец не приехал на традиционный семейный обед. За это время больной страшно похудел, но остался жив! Из этих подробностей можно также сделать вывод, что телефона у мистера Файфа не было, а унитаз подтекал.

Вот другой пример. В октябре 1993 года Франсуа Коломбье, его сын и его приятель катались на трехметровой прогулочной моторной лодке, когда неожиданно налетел свирепый шторм. Было это у берегов Франции, у полуострова Бретань, а в Бискайском заливе штормит часто и основательно. Топливо подходило к концу, навесной мотор залило, и он начал «чихать». 

Гигантские волны гнали неуправляемую лодку прямо на скалы. Казалось, надеяться уже не на что. И тут, откуда ни возьмись, появились четыре дельфина. Два из них подплыли к корме и стали толкать лодку сзади, два других расположились слева и справа по борту. В течение получаса они слаженно конвоировали лодку к берегу, и лишь когда люди были в полной безопасности, развернулись и умчались обратно в море.

Один из типичных и извечных наших контраргументов — это речь, присущая якобы только человеку. Но доктор биологических наук А. П. Дубров приводит массу случаев, когда разные животные усваивали человеческий язык. А многие ли люди понимают братьев наших меньших? Некоторые ясновидящие утверждают, что способны понимать язык животных, общаться с ними телепатически и переводить их «речь» на наш язык. 

И если большинству из нас это не дано, то вовсе не потому, что глупы животные: это мы несовершенны! В конце концов, новорожденный младенец тоже не говорит ни на каком языке, но ведь верующий человек не посмеет лишь на этом основании утверждать, что у ребенка нет души.

Точно так же нет оснований лишать права на обладание душой глухонемых, хотя они тоже не могут выразить свои мысли вслух. И лишь животные попадают у нас в «касту» бездушных.

Теперь давайте взглянем на проблему глазами генетика. Если сравнить человека, скажем, с теми же обезьянами, то даже от обычных шимпанзе нас отличает лишь 1,6 % ДНК. Так разве этого достаточно, чтобы считать, будто именно мизерный процент генетических различий нам дает право на бессмертие души, а животных низводит до жалкой участи «второсортных» существ? Согласитесь, это маловероятно и не очень-то логично.

Кое-кто говорит, что человека отличает от всех иных живых тварей способность мыслить абстрактно, продуцировать «общие идеи». Но еще в 1710 году английский епископ Беркли писал, что у многих людей эта способность начисто отсутствует. Однако это еще не означает, что мы откажем им в праве называться людьми!

Сегодня мы можем добавить к этому, что в недавних экспериментах свою способность мыслить абстрактно доказали, например, те же дельфины, тогда как некоторые наши соплеменники оказались поразительно примитивны и трудно обучаемы.

Любопытно, что когда парапсихолог Д. Скотт Рого писал об опытах с выходом астрального тела из физического (что нередко происходит и в случаях клинической смерти), он упоминал о самых разнообразных животных, которых человек видит «там», проникая за пределы земного бытия. И тем не менее мало кто обратил внимание на эту подробность: человек слишком эгоцентричен, чтобы задаваться «никчемными» вопросами. 

Те, кому доводилось общаться с потусторонним миром через медиумов или ясновидящих, не сомневаются, что душа животного продолжает свое существование и после окончания земной жизни — либо как отдельный дух, либо как часть «коллективной души». А некоторые люди после выхода из клинической смерти утверждают, что видели «там» своих домашних любимцев, которых уже давно похоронили.

Примеры такого рода известны, в частности, благодаря знаменитому в свое время польскому медиуму Франеку Клускому. О том же говорит в своей книге «Когда твое животное умирает» Сильвия Барбанелл, а наш профессор Павловский рассказывал, что некоторые сиделки у постели больного якобы наблюдали материализацию животных, которых когда-то обожал умирающий. В некоторых случаях феномен удавалось даже сфотографировать.

Судя по всему, только убежденные скептики верят в возможность посмертной жизни души лишь для себя (впрочем, люди с научным типом мышления отрицают и это). Но даже если они признают такую возможность и за некоторыми животными, то непременно задаются вопросом: а насколько далеко вниз по лестнице эволюции может простираться способность живого иметь душу? Неужто до самых низших форм? Впрочем, это не так уж волнует того, кто считает себя венцом творения. Какая разница, что там внизу?

Однако вернемся к Библии, в которой якобы ничего не сказано о душе животных. Даже если бы это было так, мы не должны сбрасывать со счетов одну простую истину: во-первых, Библию писали (и, кстати, много раз переписывали по-новому, «редактировали») именно люди, и этих людей в те стародавние суровые времена интересовали в первую очередь лишь они сами. 

Как выжить? Как не прогневить Бога? Все остальное им казалось тогда второстепенным и не заслуживающим особого внимания. Религиозные ритуалы человек создавал опять же для того, чтобы добиться расположения и милости Творца — для себя же. Животные в эту категорию не входили. Вот почему судьба животных отнюдь не являлась предметом размышлений или дискуссий.

Во-вторых, в Библии все же есть интересное место, где упоминается душа животных, — в Екклесиасте:

« Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. 3:21).

Откуда же у людей такая уверенность, если даже в Библии стоит знак вопроса? В книге Бытия тоже есть несколько мест, где этот вопрос практически снимается. Даже о рыбах, птицах, гадах и зверях земных там всякий раз говорится, что Бог сотворил «душу живую по роду ее» (Быт. 1:20—29).

Но как все-таки объяснить сам феномен появления призраков животных?

Есть несколько разных гипотез.

Одна из них такова. Сильная печаль по утраченному близкому существу, постоянные мысли о нем создают в мозгу человека образ животного. Иначе говоря, навязчивые идеи человека «материализуются» за счет его же энергии, вот он и внушает себе, что видит созданный им фантом.

Нейрофизиолог из Канады Майкл Персинджер считает, что явление фантомов чаще всего связано с периодами магнитных бурь, с высокой геомагнитной активностью. И ученый это проверял. Он помещал добровольцев в изолированную комнату и время от времени пропускал через височные доли их мозга магнитное поле, причем испытуемые не знали, когда оно включалось. Оказалось, что при включении магнитного поля люди часто видели в темноте нечто, напоминавшее человеческую фигуру.

Или еще: наше экстрасенсорное восприятие обостряется в момент крайней опасности, которую человек на подсознательном уровне уже телепатически ощутил, но разумом не воспринимает. Тут-то организм и открывает скрытые резервы, давая возможность увидеть то, чего в обычном состоянии мы не видим. В том числе и фантом животного.

Что ж, если учесть упомянутые здесь аргументы, а также многочисленные свидетельства того, что души животных тоже не исчезают бесследно, то человек верующий может не сомневаться, что его и в следующей его жизни будут сопровождать преданные создания, составляющие неотъемлемую частичку жизни нынешней.

И в завершение — история, рассказанная жителем острова Северный, одного из двух крупнейших островов Новой Зеландии. Зовут этого человека Джеймс Бин.

Когда Джим был еще школьником, он любил выслеживать в ближайшем лесу оленей, а позднее стал охотником, притом настоящим профессионалом. Он отстреливал животных ловко и умело, нисколько не задумываясь о том, что это — убийство. Другими словами, выработал «глухоту» к той боли, какую причинял.

И вот однажды на горной вершине он подстрелил самку оленя. Та споткнулась и покатилась вниз, в густой кустарник. Спустившись туда, Джим обнаружил, что рана смертельная, но олениха еще жива.

По его словам, животное следило, как он приближался. Ему показалось, что подранок спрашивает: зачем он это сделал, о чем он тогда думал? Это было сверхъестественное, жуткое ощущение.

А животное между тем умирало. И оно продолжало молча корить человека. Так взрослый человек выговаривает несмышленышу, совершившему непоправимую глупость. У охотника это вызвало настолько глубокое потрясение, что к вечеру он заболел.

Джим ощущал жуткий стыд и свое полное ничтожество. Ему пришлось согласиться со справедливостью сомнений, которые возникли у этого животного в отношении его разума.

Надо ли говорить, что после этого Джим уволился из лесничества, бросил охоту и переехал в город. Но его продолжали мучить ночные кошмары, в которых он снова и снова стрелял в олениху, а когда подходил к ней, чтобы прикончить, она всякий раз обращалась в кого-то из близких людей — то в учителя, то в жену, то в самого Джима, когда он был ребенком. И каждый раз бывший охотник просыпался в холодном поту…

«С годами я полюбил жизнь во всех ее проявлениях, — говорит Джим. — Я очень сожалею, что когда-то в молодости выбрал профессию охотника. Сегодня вокруг моего жилища множество животных и растений, но урок уважения ко всему живому, который я получил тогда от оленихи, не позволяет мне вмешиваться в течение жизни каким бы то ни было образом. Я даже не могу обрезать ветви у деревьев!»

Последние годы Джим работает с дикими дельфинами и делает все возможное, чтобы сохранить нетронутым ареал их обитания. Он открыл для себя, что истинная гармония существует только в Природе, и быть ее частью, ее партнером намного лучше, чем ее врагом.

Любопытно, что еще в 1934 году на семинаре в Базеле известный психолог Карл Юнг сделал весьма поучительное заявление, которое не мешало бы помнить и сегодня. Он сказал, что животные исполняют волю Еосподню более преданно, нежели люди: они живут, как им предначертано Создателем. Мы же этого не делаем. Мы беспардонно вмешиваемся в сотворенное Богом. А животное остается самим собой, оно всегда будет верным тому, что в нем заложено природой…

Источник